Если начало месяца Тишрей проникнуто атмосферой покаяния, стремления духовно возвысить себя и подняться к Б-жественному, то вторая часть месяца имеет другое значение – привнести Б-жественое в мир, проникнуться всем, что Им заповедано, до такой степени, чтобы это вызывало великую радость. И в этом – главный смысл праздника Суккот, который называется “Время нашей радости”.
В дни Суккот (15 – 21 Тишрей) евреи живут в покрытых ветками временных строениях, называемых сукка, в которых пируют и славят Всевышнего все семь дней праздника.
Идея сукки в том, чтобы, как сказано в Писании, “на всех путях твоих ты познавал Его”, т.е. чтобы любые дела еврея, не только молитва и изучение Торы, но даже самые обыденные, были связаны с Всевышним. Ведь даже когда человек спит или ест в сукке, он исполняет Его заповедь, и даже уходя из нее, он связан с этой мицвой…
Один из самых важных законов Суккот – мицва “четырех растений”, когда соединяют вместе лулав – длинную нераспустившуюся ветвь финиковой пальмы, этрог – цитрон, адассим – веточки пахучей мирты и аравот – ветви скромной ивы и произносят над ними особое благословение. Символика этой заповеди связана с сочетанием свойств этих растений: вкуса и запаха. Вкус символизирует внутреннее достоинство, приобретенное за счет изучения мудрости Торы. Запах, распространяемый растением, символизирует деяния человека: исполнение Закона и помощь ближним.
Этрог. Как этрог сочетает приятный вкус и чудесный аромат, так и среди народа Израиля есть люди, глубоко изучившие Тору и исполняющие все заповеди.
Лулав. Как финики имеют приятный вкус, но лишены запаха, так и в народе Израиля можно найти тех, кто изучает Тору, не совершая при этом добрых дел.
Адассим. Как мирт обладает чудесным ароматом, но не вкусом, так и среди народа Израиля есть такие, кто творит добрые дела, но не изучает Тору.
Аравот. Как ива лишена вкуса и запаха, так и среди евреев есть те, кто не изучает Тору и не совершает добрых дел.
Таким образом, внутренний смысл этой мицвы – в объединении всех евреев, какими бы они ни были.
Последний день праздника Суккот называется Ошана-Раба. В этот день читают несколько молитв - Ошанот, берут в руки ветки ивы, также называемые Ошанот, и обходят свиток Торы, лежащий на возвышении в центре синагоги, семь раз, подобно тому, как священники в Храме обходили в этот день жертвенник.
В Ошана-Раба на Небесах «закрываются» все личные дела, начатые в Рош-Ашана. В Сукот Всевышний судит не каждого отдельно, а весь мир вцелом, решая, сколько дождя выпадет в этом году, сколько плодов принесут деревья, каким будет урожай.
В седьмой день праздника окончательный приговор скрепляется печатью. Поэтому Ошана-Раба отчасти напоминает Йом-Кипур. Как и в Йом-Кипур, в этот день особенно важны раскаяние и молитва.